Эксперты и наставники конкурса «Мастера гостеприимства» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей», а также лидеры туристической отрасли поделились опытом на кейс-сессии «Образовательный туризм – путь в мир профессий» в рамках деловой программы ММСО.EXPO-2023. В ходе дискуссии речь шла о перспективах развития образовательного и просветительского детского туризма, а также лучших российских практиках в этой области. Слушателями сессии стали родительское и образовательное сообщество регионов страны, директора школ, педагоги.
В рамках дискуссии в формате «блиц» участники обсудили образовательный туризм как эффективныи? инструмент профориентации, перспективы, возможности и трудности формирования специализированных предложении? в сфере образовательного туризма, профориентацию школьников и формирование прикладных навыков, поговорили о лучших практиках образовательного туризма и возможности партнерства регионов в этом контексте.
Модератор сессии, эксперт конкурса «Мастера гостеприимства», заместитель начальника управления по развитию образовательного туризма Проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства Москвы Константин Старостин отметил, что туризм в синергии с образованием выполняет не только воспитательские функции, но и формирует у детеи? и молодежи практические навыки, которые не могут быть сформированы теоретическими знаниями. Знакомство с реальностью через соприкосновение с неи?, через пробное деи?ствие, исследование и проектирование – ключевые линии модернизации образования.
Опытом работы в направлении образовательного и просветительского туризма с коллегами поделилась директор Городецкого историко-художественного музейного комплекса, победитель и эксперт конкурса «Мастера гостеприимства» Екатерина Крюнас: «Убеждена, что каждая территория в нашей стране, даже малые города и регионы в целом по-своему уникальны. Важно раскрыть весь этот потенциал перед особенной, юной категорией людей – нашими детьми. Нашей самой главной задачей считаю c горящими глазами и любовью к своим городам донести до школьников важность изучения и сохранения истории и культуры своей малой Родины и страны, влюбить их в территории, на которых родились и живут ребята, чтобы подрастающее поколение не захотело уезжать, когда станут взрослыми».
Эксперт конкурса «Мастера гостеприимства», управляющии? партне?р Территории.рф Анна Булочникова ответила на вопрос, как сегодня развиваются регионы РФ с точки зрения образовательного туризма и как изучение родного города может мотивировать школьников продолжить обучение в регионе.
«Для регионов образовательный туризм – это шанс получить большой, регулярный, стабильный туристический поток (размер его гарантирован от года к году) без больших затрат на маркетинг, а, что самое главное, он может закрыть потребности локального бизнеса в клиентах вне основного туристического сезона», – отметила Анна.
В ходе беседы экспертами отмечалось, что детский образовательный туризм – новое направление, которое делает акцент на поездки детей и молодежи по стране с целью профориентации и патриотического воспитания детей через знакомство с историей, культурой, природой. Одна из проблем, с которой сейчас сталкиваются регионы – низкая емкость в качественного продукта, который был бы интересен детям и удобен учителям и родителям для покупки. Корнем этой проблемы эксперты называют отсутствие механизмов взаимодействия операторов, перевозчиков, системы управления образованием на местах, объектами показа и сервиса.
Несмотря на трудности, в субъектах России реализуются интересные, яркие, масштабирующиеся продукты. Успешным кейсом поделились партнеры конкурса «Мастера гостеприимства» – представители Проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства Москвы. Они рассказали о методологии столичного образовательно-туристического проекта «Город открытий», которая помимо Москвы уже успешно применяется в Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской и Воронежской областях. За 3 года реализации проекта в нем приняло участие 3,5 млн школьников.
«Образовательный туризм – эффективный инструмент профориентации, который формирует у детей и молодежи практические навыки и дополняет теоретические знания. Для нас важно развивать подобные проекты на стыке туризма и образования. Познавательные туры в Москву позволяют школьникам в формате интерактивного путешествия познакомиться с различными отраслями и индустриями. Например, глубже понять, как развивается городская среда, где применяются цифровые технологии и знания в области экологии или энергетики», – отметила начальник управления туризма Комитета по туризму города Москвы, эксперт конкурса «Мастера гостеприимства» Ирина Шилкина.
Говоря о перспективах развития образовательного туризма, спикеры отметили его в конгломерате из промышленных интерактивных экскурсий и посещения традиционных объектов показа. Такой состав поездки дает возможность детям посмотреть на регион не только со стороны его истории, но и узнать о его текущей жизни и, возможно, присмотреть в ней место для себя.
Станьте первым!