Мощный скачок в развитии внутреннего российского туризма на фоне западных санкций и в целом переустройства мировой и отечественной экономики стал не кризисом, а стимулом для промышленности. Отечественное производство сложных технических механизмов будет востребовано для обеспечения курортов качественной инфраструктурой.
Производители сложного оборудования для туристической отрасли получают карт-бланш от власти. За минувшие два года стало понятно, что развитие туризма должно стать стимулом для создания передовых разработок и продуктов в промышленности. Правительству нужно поддержать сопутствующие отрасли – тем самым убив двух зайцев: дать новый виток развитию туризма в стране и одновременно стимулировать отечественные секторы экономики, в том числе машиностроение и производство обеспечивающей туристической инфраструктуры. Как подчеркнул Президент России Владимир Путин, сейчас, с учетом субсидирования процентной ставки по кредитам, бизнес готов реализовывать новые проекты в сфере туризма «почти на 1 трлн рублей.
А новые туристические объекты необходимо еще и оснастить новой современной инфраструктурой. С российского рынка ушли западные производители – на арену выходят отечественные. Именно им отдана сегодня главная роль, даже несмотря на активное партнерство России с восточными странами. На совещании с Правительством РФ, прошедшем на днях, Владимир Путин предложил «сформировать отдельный федеральный проект по выпуску отечественной продукции для туристической сферы. Это канатные дороги, кабинки, ратраки для горных лыж, для горнолыжных курортов, аттракционы для парков развлечений, аквапарков и так далее». «Здесь нужны и собственные технологии, и новые производственные мощности. Рассчитываю, что Минпромторг запустит конкретные механизмы поддержки в рамках имеющихся у ведомства инструментов», – подчеркнул глава государства.
Всем – спорт!
Почва для такого серьезного внимания федерального центра к сфере туризма уже была подготовлена: этот сектор российской экономики действительно растет бурными темпами. Новый толчок к развитию горнолыжного отдыха Владимир Путин дал и в своем обращении к Федеральному Собранию. «Помните народный лозунг? Каждый помнит эту шутку: бросай пить – вставай на лыжи. Вот это тот самый момент такой настал», – заметил президент России Владимир Путин на оглашении послания Федеральному Собранию. Он подчеркнул, что тем, кто регулярно проходит диспансеризацию и сдает нормы ГТО, стоит даже предоставлять налоговые вычеты. Глава государства, сам активно занимающийся спортом, подает всем хороший пример – а еще и заботится о том, чтобы в России возможностей заниматься профессиональным и любительским спортом становилось все больше.
«Нужно сделать так, чтобы как можно больше наших граждан, семей могли отдохнуть в России, выбрать себе отдых по душе: пляжный, горнолыжный, познавательный и так далее. Причём по доступным ценам и с высоким уровнем комфорта», – сказал Владимир Путин Президент поручил кабмину обеспечить отдых внутри страны для как можно большего числа россиян. Отмечается, что к 2030 году Россия нарастит туристический поток в два раза.
Но для этого, безусловно, надо предпринять целый ряд усилий. И главный вызов, который стоит как перед туристической отраслью, так и перед смежными сферами экономики, а также промышленностью России, – обеспечить высокий уровень сервиса и развить всю необходимую инфраструктуру для удовлетворения потребностей и требований туристов.
В данном случае спрос и предложения абсолютно совпали. Турист активно поехал по России, это касается и горнолыжников – очень требовательной туристической аудитории. Ну а курорты, конечно, готовы воспользоваться таким ажиотажем. Старые и уже известные туристические объекты стараются расширяться и обновляться, а еще создаются и новые точки притяжения. Во всяком случае, с европейскими курортами вполне конкурируют такие российские места отдыха, как Красная Поляна, Шерегеш, серьезно идет вверх популярность Архыза, Белокурихи, плотно работают над созданием новых трасс курорты Манжерок, Большой Вудъявр, объекты на Магадане, в Карелии, Мурманской области и других регионах. «Турпоток станет всесезонным, потому что будет чем заняться, помимо купания, плюс особое внимание уделяется развитию горнолыжных курортов», — подчеркивает президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков.
И, конечно, инвесторы тоже понимают растущие возможности курортов. Например, гендиректор корпорации “Кавказ.РФ” Андрей Юмшанов замечает, что только за последний год на Эльбрус пришло семь резидентов, а ранее там не было ни одного.
Далеко, как до Китая
Что ж, новые решения, похоже, отодвинут азиатские страны от их планов завоевания российского рынка. А такие пожелания китайские компании, например, уже высказывали. Китайский монополист в части производства канатных подъемников – компания BMHRI – уже прощупывала почву в ряде регионов России. Возможно, что и какие-то российские курорты поглядывали на предложения Китая: раз западные производители канаток ушли с рынка, то ведь нужно заранее продумать, что будет стоять на новых трассах и что сможет заменить, в случае окончательного выхода из строя, европейские подъемники. Однако при ближайшем рассмотрении китайские предложения, похоже, не могут считаться надежными вариантами.
«Появление новых брендов на рынке требует создания развитой системы фирменного сервиса, запасов комплектующих и продуманной логистики поставок запасных частей. Пока эта система практически отсутствует, что для подъемно-транспортного оборудования несет в себе большие риски», – считает председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 “Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта” Росстандарта Георгий Плотников.
Кроме того, появление на туристическом рынке китайских канатных дорог рискованно еще и по другой причине. Даже если наконец-таки будет проработана логистика, это не улучшит качество этой продукции, а она пока отстает от европейских аналогов лет на 20. При этом проверить соответствие китайской техники российским требованиям к эксплуатации таких механизмов заранее невозможно. Как поясняет Георгий Плотников, «в соответствии с современными требованиями к процессу сертификации продукции нужно сначала привезти образец для испытаний, а это дорого и не всегда выполнимо». В итоге такую китайскую дорогу сначала поставят – а уже потом в ходе использования и будут выяснять, все ли в ней хорошо и все ли соответствует российским стандартам (которые, к слову, скоро будут еще более строгими – планируется ввести новые требования к безопасности такого сложного подъемного оборудования).
Все это рискованно для пользователей – как для курортов, так и для, так сказать, конечного потребителя – туриста.
«То, что происходит сейчас в ряде наших отраслей, порождает техногенные страхи. Скажем, китайские автомобили, которые внешне подчас даже красивее, чем привычные западные модели, в деле могут запросто подвести. Самолеты вызывают опасения с точки зрения изменений в их сервисном обслуживании. А если такое будет происходить и с канатными дорогами? Мы ездим в горы каждый год. И совершенно не хочется сидеть где-то наверху в кресле подъемника и трястись от переживаний, не застрянем ли мы или не оторвется ли кресло от каната. Подъемники – это оборудование, которое должно обеспечивать безопасность. Если это под вопросом – то такие механизмы просто не должны устанавливаться», – считает Игорь Чистяков, любитель горнолыжного отдыха.
«На мировом рынке действительно есть прекрасные бренды подъемников, своим опытом и надежностью заслуживающие доверия, тот же Доппельмайер. Недаром сам Китай тоже привлекает доппельмайеровские мощности, на их курортах тоже стоят европейские канатные дороги, BMHRI национальный монополист, но там он занимает 50% с небольшим рынка, – рассуждает Сергей Белов, турагент. – Но что же получается, те же западные компании, которые раньше устанавливали свои дороги у нас, теперь вкладывают свои силы в Китай, а вот Китай, пользуясь такими новейшими разработками, сам хочет направлять нам свои устаревшие технологии 20-летней давности? Такой расклад кажется нечестным. Наши туристы достойны самой качественной инфраструктуры, а не вариантов «лишь бы было». Думаю, нам самим есть чем ответить, чтобы в случае необходимости обеспечить российские трассы качественным оборудованием».
Ставка на отечественное – в тренде
Ожидания туристов и туроператоров явно оправдаются. Отечественные разработчики вполне готовы ответить на вызовы времени: наши технологии способны обеспечить рынок конкурентоспособными канатными дорогами. Если бы было иначе, вряд ли бы власти так явно поддерживали тренд на включение российских производителей в обеспечение туристической инфраструктуры. А это демонстрируется весьма активно. Недавний визит Владимира Путина в Торжок стал еще одной важной вехой в развитии горнолыжной отрасли страны. Казалось бы, где Торжок, и где горы? Но секрет прост: именно в этом регионе появится один из российских заводов по производству канатных дорог – производство компании «ТверьКанатДор», об этом было объявлено на встрече Президента России с губернатором Тверской области Игорем Руденей. В частности, производство будет размещено на территории особой экономической зоны «Эммаусс». Эти планы уменьшат зависимость от импорта и будут стимулировать рост отечественного производства, полагают эксперты рынка.
А есть уже и реальные проекты и соглашения. Скажем, группа компаний «Мантера» наняла отечественную компанию «РУСЛЕТ» на строительство канатных дорог на курорте Архыз в Карачаево-Черкесии. Это же предприятие уже практически построило подъемники на курорте Большой Вудъявр, впереди – возведение канатных дорог на трассах нового курортного комплекса «Турьев Хутор» в Сочи.
Теперь, в условиях государственной поддержки, российские производители подъемников (среди них, кроме «РУСЛЕТ» и «ТверьКанатДор», также «Национальные канатные дороги», «ТР Системы») могут рассчитывать на более активное заключение договоренностей с курортами страны. Понятно, что инвестиции потекут в те направления, которые получают одобрение со стороны профильных ведомств и руководства страны. А сегодня именно отечественные разработки и импортозамещение становятся таким целеполагающим направлением.
Станьте первым!