В «Сколково» состоялась конференция TRAVELHUB, посвященная инновационным технологиям в туризме. Представители государства, индустрии и разработчики высокотехнологичных решений обсудили ключевые вопросы отрасли.
Кирилл Каем, старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково», рассказал о планах создания TravelTech Hub — центра компетенций вокруг сегмента технологий для туризма. Как подчеркнул эксперт, в «Сколково» уже более 100 компаний, чьи технологии применимы в сфере туризма, и Фонд рассматривает эти решения как неотъемлемую часть креативных индустрий.
Среди планов по развитию направления эксперт обозначил формирование технологического запроса совместно с государством и создание новых тревел-сервисов для путешественников. По мнению Кирилла Каема, серьезным трендом станет переориентация на внутренний рынок, а рычагом для поднятия качества сервиса при относительно минимальных вложениях должна стать цифровизация.
По словам Константина Паршина, вице-президента, исполнительного директора ИТ-кластера Фонда «Сколково», технологии не просто помогут рынку туризма, а обеспечат его долгосрочный рост. «Опыт путешественника меняется во многом благодаря технологиям. Мы сейчас быстрее решаем куда поехать, быстрее появляются новые туристические продукты, туризм действительно становится массовым», — отметил он.
В рамках пленарной сессии представители институтов развития рассказали о мерах поддержки, доступных компаниям, которые развивают технологии для туристической отрасли. Илья Уманский, и.о. президента Российского союза туриндустрии (РСТ), также обозначил тренд на усиление внутреннего туризма. Среди барьеров он отметил отсутствие достаточного номерного фонда в регионах, что мешает конвертировать спрос в реальные поездки и отражается на стоимости размещения. По его словам, данная проблема тормозит развитие всего внутреннего туризма.
«2022 год – очередной game changer для индустрии путешествий. Приостановка работы крупных зарубежных платформ привела к переделу рынка бронирования отелей – однако почти за девять месяцев на нём не появилось явного лидера, которому доверяют потребители. В то же время на рынок обратили внимание крупные экосистемы, в том числе и МТС – для запуска своей витрины с российскими отелями мы совершили одну из крупнейших traveltech-сделок и приобрели компанию «Броневик». Экосистема МТС во многом нацелена на развлечения и эмоции, путешествия логично встраиваются в эту концепцию. Кроме сервиса для клиентов, МТС готова дать рынку IT-компетенции – это работа с большими данными, рекомендательные системы, экспертиза в кибербезопасности и другие технологии», – сказал Вадим Мельников, генеральный директор МТС Travel.
Также ОТА начнут использовать Big Data для персонализированной выдачи. Букинг это мастерски делал в последние годы. Ну а отели приложат все усилия, чтобы сохранить свою долю прямых продаж: в этом году их доля составила 52%, а доля всех ОТА, вместе взятых, — 48%. Для этого нужны правильная стратегия, правильные шаги и правильный инструментарий. Мы, как компания, тоже считаем это направление приоритетом номер один и будем прокачивать инструменты, которые помогут отельерам сохранять фокус именно на прямых продажах», — говорит Александр Галочкин, основатель и CEO TravelLine.
После драматического падения в пандемию и осторожного восстановления на протяжении прошлого года от туристического рынка в 2022 году все ожидали роста. Приятно отметить, что несмотря на резко изменившиеся в начале года условия работы, эти ожидания оправдались. Количество заказов в системе бронирования гостиниц Acase.ru значительно превысило показатели 2019 года. Это стало возможным благодаря тому, что группа компаний Академсервис всегда уделяла много внимания развитию IT-технологий. Владимир Долгов, директор по бизнес-процессам компании Академ-Онлайн.
Дмитрий Алиферка, генеральный директор Bronevik.com (входит в МТС Travel):
«В этом году мы совершили разворот от business travel к B2B2C. Из-за перераспределения доли зарубежных игроков, покинувших рынок, с весны мы видим постоянный приток B2C-клиентов – это как клиенты нашей собственной витрины, так и клиенты партнеров-OTA. За 2022 год количество B2C-бронирований инвентаря Bronevik.com в разных каналах выросло уже в 6 раз. Доля B2C в общем количестве бронирований выросла до 50% с 13% в 2021 с учетом тревел-агентств, ОТА и туроператоров. При этом мы развиваемся в B2C не как витрина, а как API-поставщик. Для нас это значительная трансформация, поскольку раньше нашим единственным приоритетом был business travel – теперь список приоритетов расширился. Первая наша задача – как можно сильнее кастомизировать предложение отелей для B2C. Наша ближайшая разработка – гибкая тарифная политика. Это своего рода “конструктор условий проживания”. Для пользователя это означает больше вариативности предложения от отелей, больше скидок и услуг.
Василиса Щебет, ведущий специалист по развитию и коммуникациям с партнёрами Bnovo, рассказала, что тренд на цифровизацию в сфере гостеприимства стал одним из самых главных в этом году. По данным компании, 80% новых клиентов, подключившихся к Bnovo по программе господдержки, (более 2000 гостиничных объектов) ранее не использовали IT-решения для автоматизации своего бизнеса. «Большой спрос на цифровые инструменты, которые помогают отелям увеличивать доход, работать с динамическим ценообразованием и автоматизируют работу с ОТА, перейдет с нами и в будущий год», — прогнозирует эксперт.
Нестеренко Константин, руководитель направления продуктового маркетинга MixVel, рассказал, что основная идея состоит в том, чтобы создать гибкую платформу. Старые решения лишены гибкости. Мир авиации меняется с большой скоростью. Новые стандарты дистрибьюции, новые возможности в области маркетинга авиаперевозок, рост прямой дистрибьюции – все это задает высокую планку. Мы разработали технологию, которая позволит агентам и авиакомпаниям адаптироваться к изменениям рынка с минимальной нагрузкой на собственный ИТ отдел. Мы учли те наработки которые уже есть на рынке и те которые лишь только планируют выходить на рынок.
Со стороны MixVel так же были обозначены интересные задачи для участников Сколково и стартап проектов, решение которых видится перспективным.
Станьте первым!